История становления системы образования Кольских саамов (или этапы становления саамской педагогики)
- Автор: Богданов Н.Б.
- Местоположение: Кола
- Год: 2002
Просмотры: 3006
В Благовещенском храме города Колы 30 августа 2002 года в день прославления преподобного Феодорита Кольского в святые Земли Кольской, на фоне Вселенской суеты почитай не заметно, произошло знаменательное событие. Духовная мать Кольских саамов, одетая в национальный костюм, Александра Андреевна Антонова вручила Преосвященному Симону, Епископу Мурманской и Мончегорской епархии, переведённый ею ещё три года назад на саамский язык (кильдинский диалект) «Символ веры» и свежепереведённый экземпляр «Житие Трифона Печенгского». Владыко Симон сердечно поблагодарил Александру Андреевну и пообещал «Символ веры» во время молитвы произносить и на саамском языке, как когда-то произносил её преподобный Феодорит.
Просвещение и образование коренных жителей Русской Лапландии - саамов началось в 16 веке с Феодорита Кольского. Но по предположению писателя В.С.Маслова, грамотой владели отдельные монахи – саамы ещё и до Феодорита, находясь на службе в Кандалакшском и Соловецком монастырях.
Впервые о систематическом образовании среди жителей национальных окраин России было упомянуто в Высочайше утверждённом Уставе июля 22 (1822 г.) «Об управлении инородцев».
Однако только с приходом Советской власти вопрос образования малочисленных этносов стал предметом государственной заботы. Народным Комиссариатом просвещения 31 октября 1918 года был принят Указ «О школах национальных меньшинств».
В Мурманской губернии при Мурманском губернском исполнительном комитете на основе постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР от 23 февраля 1925 года «О местных комитетах содействия народностям северных окраин» был учреждён местный комитет содействия малым народностям (лопарям и самоедам) – Мурманский комитет Севера. В соответствии с Положением о комитете в его функции входило, в том числе, и проведение работы по развитию школьной и просветительной работы. Выяснение нужд коренного населения производились по особой программе, посредством обследования при объездах лопарских погостов, становищ и поселений на общих собраниях жителей, путём индивидуальных опросов и наблюдений.
Архивные документы того времени конкретно и деловито доносят до нас информацию о строительстве новой жизни в лопарских погостах.
Протокол собрания саамов колхоза «Тундра» в Западной Лице от 15 октября 1933 года свидетельствует: «Просить Комитет Нового Алфавита выслать в колхоз 20 букварей на саамском языке; Просить Окрисполком предоставить для достройки школы 700 шт. кирпича, одну печную плиту, 50 кг пакли, один ящик гвоздей 3-х дюймов и один ящик стекла; Просить ОкрОНО командировать в колхоз учителя саама, снабдить школу всеми необходимыми пособиями и инвентарём».
Календарный план заседаний комитета нового алфавита в 1-м и 2-м квартале 1934 года нам сообщает о рассмотрении следующих вопросов: «О работе и итогах саамского отделения педтехникума в 1933/34 учебном году; О подготовке культработников и ликбезработников для саамского населения; О ходе работы по внедрению письменности среди саамского населения; О выставке материалов по развитию языков и письменности Народов Севера; О научно-исследовательской работе по изучению саамского языка; Об участии саамских делегатов в работе 2-й Всероссийской Конференции по развитию языков и письменности народов Севера; Итоги работы Кильдинской и Большелицкой национальных школ в 1933/34 учебном году и подготовка к новому учебному году, и т.д.» Все эти факты говорят о большой целенаправленной и планомерной работе региональных органов исполнительной власти Мурманского края в становлении образования среди саамского населения.
На уровне государства, Президиум Совета Национальностей ЦИК 11 февраля 1937 года принимает Постановление «Об утверждении новых алфавитов народов Севера (ненцы, саами), разработанных на основе русского алфавита». Для всех тогда казалось, что началась новая эра просвещения и процветания. Но этому в полной мере не суждено было сбыться. В стране началась компания репрессий. В первую очередь, она ударила по народившейся саамской национальной интеллигенции и наиболее активным членам общества.
Затем, целая эпоха войн, демографических перекатов по родной земле, борьба за восстановление разрушенного хозяйства. Однако это отдельная тема.
Почти на четверть века замерло преподавание и изучение саамского языка за школьной партой. Начала обрываться золотая нить этнического воспитания на родном языке и в саамской семье. До неживого состояния усохла пуповина памяти, связывающая саамский народ с бытовыми традициями и культовыми обрядами своих предков.
Если из 1720 Кольских саамов, проживающих на начало ХХ века в своих родовых угодьях, все они исповедовали исконный образ жизни и все говорили на родном языке, то на начало ХХI века ситуация сложилась с точностью наоборот. В наши дни ни один из 1820 саамов в полной мере не ведёт традиционный образ жизни. Непосредственно в оленеводстве, в трёх основных оленеводческих хозяйствах, саамов работает немногим более 40 человек или чуть более 2 % от их общей численности (10 лет назад эта цифра составляла 5%). Около 80 % саамов в возрасте до 50 лет рождены в смешанных браках, а саамских молодых семей и детей в них единицы. Саамский язык знают на бытовом уровне немногим более 20-25 % саамов и то в основном старшие поколения. За десятилетия национального безвременья саамским народом, возможно, не безвозвратно утеряны: духовные, культово-обрядовые традиции; методы и средства лечения знахарскими средствами; способы и виды метеорологических наблюдений и т. д.
По этому поводу Владимир Михайлович Санги пишет: «Видя, что происходит, как никнут малые народы под гнётом бездумной программы освоения Севера, я грешил на русский шовинизм… пока вдруг однажды не понял: а ведь русская культура переживает не меньшие потери! Увидел, как спиваются и дичают люди, как английская речь сплошным потоком льётся с телеэкрана!..», («КЗ» от 25.06 1988 г. интервью с писателем журналиста Дмитрия Тараканова «Обрели или потеряли?»).
Благое стремление государства в 50-80-е годы, теперь уже прошлого века, обеспечить народы Севера бесплатным содержанием и образованием в школах-интернатах, в том числе и при Госпедуниверситете им. А.И.Герцена, обернулось этнологической трагедией.
Всеобъемлюще эту проблему изложила ещё 10 лет назад в докладе «Возрождение северной школы Ямала» на науно-практической конференции «Концепция социально-экономического развития малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа» заведующая лабораторией Института национальных проблем Минобразования РФ В.Н.Няруй: «Полное государственное обеспечение народов Севера, начиная с детского сада и до окончания вуза, исключило семью из общего процесса воспитания; привело к нарушению передачи от поколения к поколению трудового и культурного опыта, к потере национальных духовных ценностей, к забвению родного языка, что препятствует распространению достижений народной педагогики и качественно изменило национальный характер личности детей и традиции семьи; она потеряла свои функции, особенно на селе и частично – в условиях кочевья. Сложившаяся ситуация породила социальное иждивенчество, потребительское отношение к жизни. Вот каков результат подмены семьи государством в воспитании, обеспечении и обучении детей Севера». В.П.Селиванов, первый президент АКС в актуальном интервью «Трудный процесс самосознания» («ПП» от 04.12.1991 г.) по этому поводу заметил: «Мы забыли важную заповедь: не только родители воспитывают детей, но и дети воспитывают родителей…».
По моему глубокому убеждению, выпадение заботы и ответственности за воспитание детей в семье явилось основной причиной пьянства среди саамов, разрывом духовных связей поколений и разрушением саамского рода. С житейской и практической точки зрения воссоздание саамского оленеводства, возвращение к традиционному хозяйствованию, в том числе и в родовых общинах, не мыслимо без возрождения многодетной саамской семьи.
Говоря о сохранении и воссоздании саамской семьи, как конечно и русской или любой другой, не лишним будет для сведения напомнить об учении Томаса Ханта Моргана – основоположника генетики.
Хромосомный набор, отвечающий за признаки генотипа в силу его диплоидной структуры (парной), жестко наследует свойства своих родителей: один вид женского – материнского организма, другой, мужского – отцовского. Следовательно, наследственность генотипа при смешанных браках расщепляется и наполовину приобретает, и настолько же теряет свои родовые признаки. Отсюда происходит затухание, или появление нового «голоса крови предков», а как следствие – отход от образа жизни прародителей. Следует вывод. Национальная семья является фундаментом, основой народа, а значит и государства. Нет семьи – нет народа, а значит и государства. Нет здорового государства – нет и здорового народа, а значит, и нет полноценной здоровой семьи. Гарантом сохранения саамского этноса Кольского Севера является многодетная саамская семья.
Исходя из такого посыла, В.Н.Няруй главное место в этнопедагогике отводит семье: «Только в естественной среде семьи происходят: передача национальных трудовых традиций и навыков (в семье каждый ребенок имеет повседневное задание); воспитание происходит исподволь; родители на собственном опыте и примере учат детей выносливости, выдержке, трудолюбию, честности, искренности, доброте; воспитание в семье – ненавязчивое, с учётом всех достижений народной педагогики и нравственных правил: - не обижай ближних, не нарушай гармонию природы, не бери больше положенного и необходимого, не укради, не обмани, создай себе помощника и замену».
На мой взгляд, выстраивая концепцию регионального образования и национальной этнопедагогики важно, ориентироваться на передовой педагогический опыт, отечественные и мировые образовательные стандарты.
Но вернёмся к вопросу принятия законов и нормативных актов, касающихся образования коренных малочисленных народов Севера Российской Федерации и Кольских саамов.
Только, с перерывом почти в полвека, 8 января 1955 года Приказом № 22 Минпросвещения РСФСР «О мерах по дальнейшему развитию просвещения малых народностей Крайнего Севера» был окончательно и в полной мере решён вопрос образования аборигенов Севера.
25 октября 1991 года были приняты: Закон «О языках народов РСФСР» и Декларация «О языках народов России».
10 июля 1992 года был принят Федеральный Закон «Об образовании», который и по настоящее время регламентирует весь образовательный процесс в стране.
Главным документом, отстраивающим правовую базу и защищающим на государственном уровне интересы аборигенного населения России, является принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации. Статьи 26 и 43 гарантируют право на пользование родным языком и право на образование.
На региональном уровне коренным жителям Кольского полуострова-саами это право гарантирует статья 21. Устава Мурманской области, который был принят областной Думой 26 ноября 1997 года. Вопросы этнического и профессионального обучения регламентируются Региональной программой «Развитие образования Мурманской области на 2002-2005 годы».
30 ноября 2001 года, далеко за пределами рабочего дня, состоялся заинтересованный разговор с председателем комитета по образованию Мурманской области Василием Филипповичем Костюкевичем, в его рабочем кабинете, о необходимости разработки и принятия Закона Мурманской области «О саамском языке и образовании». Эту идею поддержали: составительница учебников на саамском языке Антонова А.А., старейшина саамов села Ловозеро Селиванов В.П., саамская учительница со станции Лопарская Яковлева Р.И., руководитель российской секции Союза саамов В.Н.Ткачёв и заместитель губернатора области Чистова Л.А.
Специалисты областного и районных комитетов, отделов по образованию, МГПИ, педколледжа, кто занимается вопросами саамского образования, понимают всю своевременность принятия такого Закона.
Действительно, необходимость разработки и принятия законодательного акта «О саамском языке и образовании» продиктована критической ситуацией с преподаванием и изучением родного языка в школах области, где ещё проживают саамы. К настоящему времени учебники и учебные пособия на саамском языке, одинаково как учебное пособие к спецкурсу «Саамская этнопедагогика» утратили актуальную адекватность времени. Внешний вид и эстетическое оформление не отвечают санитарным нормам и требованиям гигиены.
В последние годы заметно выросло самосознание саамского народа, его ответственность за сохранение и развитие саамского языка и всех его диалектов, потребность и правопонимание знать и владеть родным языком. За минувшие 3-4 года прошли общественные собрания, международные и областные конференции, посвященные саамскому языку, его изучению и развитию.
К великому сожалению, на сегодняшний день не один языковой институт в стране, в том числе и в Академии наук России, не занимаются изучением и развитием саамского языка.
Неожиданно парадоксальной проблемой для малых этносов, в том числе и для Кольских саамов, стало образование, предопределяющее их ассимиляцию. Следовательно, увеличение образовательного уровня, в целом малочисленного народа, его политическими лидерами должно быть направлено, причём очень продуманно, на сохранение и развитие самого этноса, а главное на улучшение качества его жизни. И в первую очередь, в нашем случае, эффективности оленеводства как стержневой отрасли, обеспечивающей сохранение самого образа жизни Кольских саамов.
Таким образом, получение образования саамами должно разрешить весь спектр основных социально-экономических и этнокультурных задач, стоящих перед ними.
В настоящее время идёт рецензирование рукописи саамской хрестоматии, авторы: А.А.Антонова и Н.П.Большакова. Сразу возникло противостояние мнений разного рода специалистов по саамскому языку. Мне думается, на сегодня у саамов достаточно национальной мудрости и воли, чтобы самим определиться: какой им нужен алфавит, какие и под чьим авторством им необходимы учебники и учебные пособия.
Десятилетний опыт работы в комитете по проблемам КМНС АМО подсказывает, что для решения основных задач и вопросов по образованию и этнопедагогике Кольских саамов всем нам, вне зависимости от звания и должности, необходимы: государственная мудрость, политическая воля и высокая ответственность за будущее саамского народа.
Поэтому, при Правительстве Мурманской области необходимо, на мой взгляд, создать Совет по саамскому языку и образованию. В МГПИ, лабораторию саамского языка и культуры, как это уже любезно и мудро предложил, ещё 14 августа этого года ректор института, профессор Трипольский Р.И. Далее, в самые сжатые сроки, с целью сохранения словарного запаса всех диалектов Кольских саамов, крайне важно подготовить и издать «Сравнительный словарь кольско-саамских диалектов». Правительству области перед Министерством образования РФ ходатайствовать, о перераспределении бюджетных средств, направляемых в ВУЗы г. Санкт-Петербурга, в которых могут обучаться представители КМНС области и в которые они по различным причинам не идут учиться, в пользу МГПИ, МГТУ и КФ ПГУ.
Поскольку саамы проживают в четырёх странах и считают себя единым народом, мне думается, саамские лидеры международного уровня должны продумать и принять единую программу образования, которая бы сохранила особенности культуры и быта каждого погоста или ареала проживания, все диалекты саамского языка и предусмотрела бы всеобуч северо-саамского диалекта, как формирование единого информационного и образовательного пространства многоликого саамского этноса.
Ещё в октябре 1999 года Правительство Мурманской области приняло решение поддержать идею Союза саамов о создании международного саамского университета и непосредственно участвовать в формировании и реализации совместной программы образования саамов Скандинавии и России.
К вопросу проживания саамского народа в разных суверенных государствах поведаю следующую притчу: «Только в сознании одного вида птиц или животных лес, в котором они живут, является только их лесом и ничьим более. Хотя, при этом, любая пичуга или самый маститый зверь другого вида этот лес так же считают своим кровным домом».
Эксперт по вопросам народов Севера Н.Б. Богданов
г. Кола, 2002 г.