РОССИЙСКИЕ СААМИ

Саамы Кольского полуострова

Меткие выражения и поговорки

Выборочно

Фото

Видео

Книга

Оленетранспортные подразделения...
Оленетранспортные подразделения

Оленетранспортные подразделения, воинские формирования, в которых применялась тягловая сила оленей, способ [ ... ]

 

Друзья сайта

Саамские словари Ловозерье

QR-код страницы

QR-Code

Кустарный промысел, собирательство

Фотоальбом

Кустарные промыслы среди саамов имели незначительное распространение. Из ремесленных изделий, поступавших в продажу, можно отметить карбасы, выделанные оленьи кожи и берестяные коробки. Первые два вида промыслов существовали повсеместно, коробки из бересты изготовляли преимущественно екостровские и моссельгские саамы.

Производство из местных и покупных материалов предметов хозяйственно-бытового назначения нигде у саамов не достигало пределов ремесла, обособленного от других занятий. Имевшее место разделение труда было основано на половозрастных признаках, но не на усложнении одних отраслей труда за счет сокращения других. Поэтому саамское хозяйство было преобладающе натуральным. На долю мужчины кроме пастьбы оленей, охоты и ведущей роли в рыболовстве, падали следующие работы:

1) постройка жилища,

2) изготовление лодок,

3) изготовление грузовой и легковой оленьей сбруи,

4) изготовление мебели и всевозможных поделок из дерева и кости, как то небольшие деревянные столики, скамейки, деревянная посуда, костяные части оленьей сбруи и т.д.

Основные орудия перечисленных производств - топор, нож, сверло, долото и пила. Ловля рыбы, местами и пастьба оленей, плетение и ремонт рыболовных снастей и даже приготовление пищи - часто производились в одинаковой степени мужчиной и женщиной.

Важнейшей работой женщин были: обработка шкур и изготовление обуви и одежды. В недавнем прошлом среди женского рукоделия видное место занимало искусное плетение корзин из веревок, сделанных из древесных корней. К женскому рукоделию также относилось украшение праздничной сбруи сукном и бисерными узорами. Однако, вполне этим искусством владели лишь немногие женщины.

Большое место в женском рукоделии занимало изготовление переметных сумок, сумочек для женской мелочи, расшитых бисером стенных подушечек для игол, замшевых кисетов и т.п. Все это изготовлялось для собственного потребления, но изредка и продавалось в пределах саамского общества.

Сбор ягод (мурий) и грибов (кумбор) имеет немалое значение в жизни саамов. Самой любимой ягодой саамов является морошка (лэман). Со второй половины июля многочисленные болота тундры становятся буквально розовыми от обилия ягод. Не ограничиваясь потреблением этой ягоды в свежем виде и в качестве приправ, морошку собирали в берестяные корзины-короба (куш) и заготовляли на зиму, варя и сливая в бочки. Кроме морошки в большом количестве на зиму заготовлялась черная ягода (ченниш). Свойства черной или "лопарской" ягоды, как ее называли русские, таковы, что она не боится морозов и не портится. Собирали ее грабилками (мури-гребля) и ссыпали в мешки. В таком виде ягода сохранялась до самой весны, если заготовлена была в достаточном количестве. Заготовлялась также впрок брусника (ен), которая поспевает последней, в первых числах сентября. Способ консервирования -аналогичный морошке, с той лишь разницей, что морошку варили, бруснику же просто замачивали и замораживали в бочках.

В небольшом количестве заготовляют впрок голубику (эхтьмут) и чернику (сарь), сохраняя так же, как и морошку. Сушка ягод у саамов не практиковалась. Среднее хозяйство заготавливало ягод на зиму (морошки, черной, брусники) от 5-8 до 12-15 пудов.

Из грибов преимущественно собирали подберезовики, которые, однако, впрок не заготавливались. Потреблялись грибы в вареном виде во время роста и далеко не всеми. Несмотря на обилие в лесной части полуострова грибов, сколько-нибудь серьезного значения в питании они не имели.

Кроме продуктов, собирательство распространялось и на ряд других предметов, необходимых в хозяйстве. Женщины резали осоку и другие травы, употреблявшиеся в качестве стелек в зимнюю обувь, скоблили и сушили ольховую кору для дубления, заготовляли клубки сосновых корней, сдирали, сушили и толкли сосновую кору для добавления в качестве суррогата в муку, драли ягель, скатывая его в комья, чтобы зимой подкармливать рабочих оленей. Мужчины отыскивали соответствующие деревья для изготовления санных полозьев, вырубали березовые наплывы для поделки посуды и т.д.

Некоторые саамы по летам занимались добычей жемчуга в каменистых речках. Добывавшийся жемчуг был весьма высокого качества, но продажная цена его не оправдывала затраченного времени. Жемчужины редко достигают крупной величины и чаще не крупные, а продолговатые или плоскобокие. Известно, что серьезного экономического значения жемчужный промысел не имел; им занимались иногда "следопыты" в отдаленных, им лишь известных, добычливых речках.

На женщинах лежал уход за овцами. Несмотря на очень древнее знакомство саамов с овцой (лампь) и её важное хозяйственное значение, овца среди саамских животных - существо вполне бесправное и даже как будто презираемое. Из овечьей шерсти саамки приготовляют носки, чулки, рукавицы и перчатки, вяжут длинные чулки, раньше вязали колпаки. Овцы, две или три, имелись почти у всех хозяев. Летом овцы находят достаточно корма возле селения, но зимой голодают. Хлевами (лампеспувырь) им служили убогие шалаши не выше 1 метра и немногим более метра в диаметре. К мясу овец саамы относились пренебрежительно, объясняя это тем, что овца питается нечистотами.

Добавить комментарий



АнтиСпам (абсолютная точность совмещения картинок необязательна)
 
  Участник рейтинга лучших сайтов
© Saami.su, 2007-2017
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна