РОССИЙСКИЕ СААМИ

Саамы Кольского полуострова

Пословицы и поговорки

Выборочно

Фото

Видео

Книга

Роль и значение традиционного пояса в саамской кул...
Роль и значение традиционного пояса в саамской культуре

Саамы Кольской земли, называемой в старину Лапландией, на протяжении истории своего существования создают н [ ... ]

 

Друзья сайта

Саамские словари Ловозерье

QR-код страницы

QR-Code

Статьи, рассказы

Вольноотпущеники. Михаил Кураев

Автор: Михаил КУРАЕВ
г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. Журнал"Мир севера". Архив : №28. 09.07.2010

На языке саамов нет слов «негодяй», «скандалист»,
«похабник», «душегуб», «убийца».

«Убийца» переводится с языков более развитых
народов невнятным идиомом «человек, взявший нож»,
что никак не помогает раскрытию важнейшего в
жизни цивилизованных народов понятия.

В повстанческо-террористическую организацию Ивану Михайловичу Михайлову удалось собрать тридцать четыре человека. Шестерых из них, однако, пришлось просто отпустить и судебное преследование прекратить, поскольку эти шестеро, четверо саамов, один ижемец и один финн, хотя и понимали по-русски, но никак не могли взять в толк, просто не могли понять, о чём говорит младший лейтенант госбезопасности Иван Михайлович, чего от них хочет. К ним и особые методы дознания, рекомендованные в своё время московским руководством самых высоких инстанций, применять было бессмысленно. Выходить с такими на суд смешно. Особое совещание, конечно, не совсем суд, но не хотелось перед ленинградскими коллегами ударить в грязь лицом и бросать тень на свою работу, а такие могут подорвать доверие ко всему следствию.

Ловозерский лопарский приход

В состав прихода входили 4 лопарских погоста: Ловозерский, Воронинский, Лявозерский, Семиостровский. Ловозерский погост располагался на берегу р. Варьмы, близ впадения ее в о. Ловозеро. Население составляли лопари, зыряне и самоеды, которые вели кочевой образ жизни и большую часть года проводили в тундре.

Лопари. Архангельский сборник

Архангельский сборник или материалы для подробного описания Архангельской губернии, собранные из отдельных статей, помещенных в разное время в Архангельских губернских новостях. В 6-ти частях. Часть1-я. Общее и частное описание губернии в естественном, статистическом и административном отношениях. Книга 1-я. Дозволено Цензурою. Апреля 27 ч. 1863 г.

О нойдах у древних и современных лопарей

Этнографическое обозрение, 1889 г.

Автор: Харузин Н.Н.

Этнографическое обозрение. Периодическое издание Этнографического Отдела Императорского Общества Лдюбителей естествознания, Антропологиии и Этнографии состоящего при Московском Университете. Москва 1889 г.

О НОЙДАХ У ДРЕВНИХ И СОВРЕМЕННЫХ ЛОПАРЕЙ

Всякий, говорящий о современных лопарях, должен строго отличать две главные группы лопарей: скандинавскую и русскую. Различие в физическом типе представителей обеих групп, различие в языке, в образе жизни, в нравах и обычаях делает невозможным смешение этих обеих групп в одну. Кроме того, отчужденные в продолжение нескольких веков друг от друга, обе эти группы, подвергаясь постепенному влиянию своих соседей, уже в силу того, что культуры этих соседей были различны, должны были выработать каждая своеобразный тип. Вот почему, было бы крайне ошибочным, говоря о современных русских лопарях, навязывать им взгляды, нравы и обычаи их скандинавских соседей.

Лопарские клейма

Автор: Комшилов Я.А.
Мурманское Общество Краеведения. (Из доклада, читанного на Общем собрании О-ва 5 декабря 1926 г.).
[46]

Лопарские клейма

«Клейма» или особые знаки различной формы начертаний, имеющие широкое применение в быту у лапландцев с давних времен и до нашего времени, не являются каким либо исключительным явлением, присущим лопарскому быту, но свойственны и быту других народов, напр.: карелов, самоедов, киргизов и др., даже великоросов. У каждой народности они имеют свое название. У лопарей дли них не сохранилось другого названия, кроме русского «клеймо», в некоторых погостах искаженного в «клейно».

Клеймами в лопарском обиходе метятся и предметы домашней утвари и хозяйственного инвентаря, в удостоверение принадлежности вещи владельцу, и применяются они в официальных актах, заменяя собою расписки, подписи, ввиду неграмотности обладателей клейм. Каждое отдельное клеймо по существу одновременно обозначает — фамилию, имя и отчество обладателя, а также и погост, в котором он числится.

 
  Участник рейтинга лучших сайтов
© Saami.su, 2007-2018
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна